Версия для слабовидящих

Отчет об осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Государственной инспекцией труда в Орловской области в 2016 году.

07.02.2017

I. Контроль и надзор в сфере труда

2.1 Общие сведения об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (проверки, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации).

2.1.1 В течение 2016 года государственными инспекторами труда было организовано и проведено 800 проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде. Это составляет 2,06 % от общего числа зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Орловской области.

Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке проведено 245 проверки, тогда как остальные 555 проверок проводились во внеплановом порядке и были обусловлены необходимостью рассмотрения жалоб, заявлений и других обращений граждан, осуществления соответствующих надзорно-контрольных мероприятий в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан или возникновением такой угрозы, проверки исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок либо исполнения поручений Федеральной службы по труду и занятости.

За прошедший год при проведении надзорно-контрольных мероприятий в организациях и у индивидуальных предпринимателей государственными инспекторами труда было выдано 664 предписания об устранении 2700 выявленных правонарушений в области трудового законодательства.

В установленные сроки было исполнено 594 предписаний, устранено 2511 правонарушений.

За допущенные правонарушения 1178 должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица были привлечены к административной ответственности (штрафу), на общую сумму 16412 тыс.рублей.

В прошедшем году государственными инспекторами труда были рассмотрены 162 дела об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры Орловской области. По всем делам вынесены постановления о назначении административного наказания (штрафа) на общую сумму 1593 тыс.рублей.

2.2 Государственной инспекцией труда в Орловской области в 2016 году проведено 304 проверки по соблюдению работодателями законодательства об оплате труда. В 268 хозяйствующих субъектах выявлены случаи задержки выплаты заработной платы 7735 работникам.

В целях предупреждения и устранения нарушений названного института права госинспекторами труда выданы предписания.

За нарушения законодательства об оплате труда к административной ответственности привлечено 140 должностных лиц и 85 юридическое лицо. Всего наложено штрафов на общую сумму 3095 тыс. рублей.

За 12 месяцев 2016 года по требованию государственных инспекторов труда в счёт погашения задолженности по заработной плате и другим выплатам 7414 работникам выплачено 82025,96 тыс. рублей: ЗАО «Дормаш» - 13595, ОАО «Гражданпроект» - 12990 тыс. руб., ОАО «Орловские черноземы» -1528 тыс. руб., ООО «Управление механизации» 2101 тыс. руб., ОАО «ЛЗПМ» - 8478 тыс. руб., ООО «Зоровецкий» - 1522 тыс.руб.. ООО «Виннер» - 3444 тыс. рублей и др.

2.3. Сведения о проведении надзорных мероприятий по вопросам легализации трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации, в том числе и во взаимодействии с органами исполнительной власти регионов (налоговыми органами, органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации)

В 2016 году одним из основных направлений работы государственной инспекции труда в Орловской области была работа, связанная с легализацией трудовых отношений и заработной платы работников в хозяйствующих субъектах. В ходе надзорно-контрольных мероприятий проверялось правильность оформления трудовых договоров, заключенных с работниками, дополнительных соглашений по увеличению заработной платы работникам, в связи с изменением минимального размера оплаты труда. За прошедший год государственными инспекторами труда было выявлено 150 нарушений трудового законодательства связанного с оформлением трудовых договоров с работниками. По их требованию были оформлены 2129 дополнительных соглашений к трудовым договорам, предусматривающие выплату заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства, 43 работникам были оформлены трудовые договоры, которые не были заключены при приеме на работу.

В решении этих вопросов государственная инспекция труда принимает активное участие в работе областной межведомственной комиссии. Всего в 2016 году прошло 4 заседаний межведомственной комиссии (проводится 1 раз в квартал).

2.4. Сведения о проведении проверок хозяйствующих субъектов осуществляющих выплату заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе и минимального размера оплаты труда.

В 2016 году продолжилась работа по исполнению поручения Федеральной службы по труду и занятости от 17.06.2013 № 290-ПР о соблюдении законодательства о минимальном размере оплаты труда (МРОТ). При проведении плановых и внеплановых проверок в организациях и индивидуальных предпринимателей одним из вопросов являлось соблюдение законодательства о МРОТ. В большинстве проверенных организаций и учреждений нарушений выплат заработной платы ниже установленного МРОТ не выявлено.

Вместе с тем, в ходе плановых и внеплановых проверок в ряде хозяйствующих субъектов выявлены случаи выплаты заработной платы меньше МРОТ. Так при внеплановой проверке по обращению работника ООО «Авангард-Агро-Орел» было установлено, что заработная плата 6 работникам в 2016 году выплачивалась меньше установленного МРОТ. По результатам проверок работникам была произведена доплата в размере 4480 рублей.

2.5. Результаты мониторинга задолженности по заработной плате на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России в Орловской области

В соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.07.2015 № 212 «Об организации мониторинга ситуации с задолженностью по заработной плате в организациях оборонно-промышленного комплекса» проводилась работа по обработке и анализу информации о ситуации с выплатой заработной платы в организациях оборонного комплекса Орловской области. В ходе этой работы случаев невыплаты или задержек с выплатой заработной платы в этих организациях за 2016 год не выявлено.

2.6 Сведения о надзорных мероприятиях за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (количество зарегистрированных случаев, в том числе в организациях по видам экономической деятельности, динамика изменений)

2.6.1. Анализ результатов надзорной деятельности за соблюдением законодательства об охране труда, в том числе о выявленных нарушениях порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В 2016 году государственными инспекторами труда (по охране труда) проведено 363 плановых и внеплановых, по сообщениям о нарушениях требований охраны труда, проверок работодателей. В ходе проверок выявлено 1546 правонарушений. Работодателям выдано 141 предписание на устранение нарушений. За нарушения требований охраны труда привлечены к административной ответственности 557 должностных лиц, 116 юридических лиц, 8 лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на общую сумму 8 миллионов 328 тысяч рублей.

Основные нарушения в области охраны труда по вопросам:

- обучения и инструктирования работников по охране труда – 434 нарушений;

- предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров – 59 нарушений;

- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 133 нарушения;

- соблюдения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах– 75 нарушений;

- расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – 22 нарушение.

За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение привлечены к административной ответственности 9 юридических лиц, 38 должностных лиц, 2 лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в виде штрафа на общую сумму 718 тыс. руб.

За непроведение обучения и инструктирования работников по охране труда, непроведение медицинских осмотров привлечены к административной ответственности 9 юридических лиц, 55 должностных лиц, 1 лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в виде штрафа на общую сумму 1672 тыс. руб.

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты привлечены к административной ответственности 2 юридических лица и 8 должностных лиц в виде штрафа на общую сумму 230 тыс. руб.

По видам экономической деятельности в области охраны труда выявлено:

- сельское хозяйство – 190 нарушений;

- обрабатывающие производства – 137 нарушений;

- образование – 294 нарушения;

- здравоохранение - 131 нарушение;

- строительство – 91 нарушение.

Анализ проверок свидетельствует, что наибольшее количество правонарушений по охране труда выявляется в организациях, где не создана служба по охране труда или отсутствуют специалисты по охране труда и соответствующие функции возложены на других работников, в дополнении к их основным должностным обязанностям.

Гострудинспекцией ведется разъяснительная, консультационная и информационная работа в области охраны труда. Инспекторами (по охране труда) на личном приеме принято 560 граждан, в том числе более 100 из них по вопросам охраны труда; проведено 283 совещания с должностными лицами работодателей по результатам проверок.

2.6.2 Анализ состояния и причин производственного травматизма.

В 2016 году в организациях, зарегистрированных на территории Орловской области, произошел 31 несчастный случай на производстве (далее - НС) с тяжелыми последствиями. Из них:

- 2 групповых НС, в котором 3 работника были смертельно травмированы и 1 работник получил травму, относящуюся к категории тяжелых (МБОУ "Богохудовская средняя образовательная школа, ООО "ФАКЕЛ");

- 9 НС со смертельным исходом (ОАО "Агрофирма "Ливенское мясо", БУЗ ОО "Кромская ЦРБ", ООО "Стройэнерго" и др.);

- 20 НС отнесены по степени тяжести повреждения здоровья пострадавших к категории тяжелых (ООО "Гранд", АО "Русско-Бродский элеватор", ООО "Промстройдеталь", ООО "Инфотек" и др.).

В результате указанных случаев пострадали 2 женщины: 1 женщина погибла – работница Орловского почтамта УФПС Орловской области - Филиал ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" и 1 работница МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла» получила тяжелые травмы.

Т.е., за 2016 год 12 работников травмированы смертельно и 21 работник получили травмы, относящиеся к категории тяжелых.

Наибольшее количество несчастных случаев (Приложение 1) произошло в таких видах экономической деятельности, как:

- сельское хозяйство – 10 несчастных случаев, 4 из них со смертельным исходом (ООО "Хлебороб", ООО "Орел-Агро-Продукт", ИП КФХ "Бусарев А.К.", ОАО "Агрофирма "Ливенское мясо".);

- строительство – 6 несчастных случаев, в результате 3-х из них погибло 4 работника (ООО "Стройэнерго", ООО "Управление Механизации" ОАО "Орелстрой", ООО «Факел).

Приложение 1

АНАЛИЗ

несчастных случаев с тяжелыми последствиями

в Орловской области за 2016 г. по видам экономической деятельности

№ п/п

Виды экономической деятельности

Несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями

Всего

Групповые

с тяжелым исходом

со смертельным исходом

1

2

3

4

5

6

1.

Всего:

31

2

20

9

2.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10

0

6

4

3.

Добыча полезных ископаемых, всего

0

0

0

0

в том числе:

3.1.

- добыча каменного угля

0

0

0

0

4.

Обрабатывающие производства

3

0

3

0

5.

Строительство

6

1

3

2

6.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5

0

5

0

7.

Транспорт, всего

3

0

2

1

в том числе:

7.1.

- железнодорожный транспорт

7.2.

- автомобильный транспорт

3

2

1

7.3.

- водный транспорт

7.4.

- воздушный транспорт

8.

Образование

1

1

0

0

9.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1

0

0

1

10.

Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг

1

0

1

0

11.

Другие виды экономической деятельности

1

0

0

1

По видам происшествия (Приложение 2) наибольшее количество несчастных случаев произошло в результате:

- падения с высоты – 10 несчастных случаев. Наибольшее количество в сельском хозяйстве 4 НС (ООО "Знаменский селекционно-гибридный центр", ФГУП «Стрелецкое», ООО «Агроника», ООО "Орел-Агро-Продукт");

- воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей и т.д. – 13 несчастных случаев. Наибольшее количество в сельском хозяйстве и строительстве – по 4 НС (ДООО "СМУ-10" ЗАО "Жилстрой", ООО "Авангард-Агро-Орел", ООО "Управление Механизации" ОАО "Орелстрой", ООО "Хлебороб" и др.);

Приложение 2

АНАЛИЗ

видов (типов) несчастных случаев с тяжелыми последствиями с учетом видов экономической деятельности

в Орловской области за 2016 г.

№ п/п

Наименование вида (типа) несчастного случая

Всего:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Транспорт, всего

в том числе:

- автомобильный транспорт

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг

Другие виды экономической деятельности

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Всего

31

10

3

6

5

3

3

1

1

1

1

2.

Транспортные происшествия, всего

3

1

1

1

в том числе:

2.4.

- на наземном транспорте

3

1

1

1

Происшедшие (из пункта 2)

2.7.

- во время служебных поездок на личном транспортном средстве

1

3.

Падение пострадавшего с высоты

10

4

1

3

2

2

4.

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д.

13

4

3

4

1

1

7.

Воздействие электрического тока

1

1

1

10.

Воздействие дыма, огня и пламени

2

1

1

13.

Повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми и пресмыкающимися

1

1

18.

Воздействие других неклассифицированных травмирующих факторов

1

1

По причинам несчастных случаев (Приложение 3) наибольшее количество несчастных случаев произошло в результате неудовлетворительной организации производства работ - 18 несчастных случаев (58% от общего количества несчастных случаев), 5 несчастных случаев (16%) произошло в результате нарушения правил дорожного движения и 3 (10%) из-за недостатков в организации и проведении подготовки работников по охране труда.

Приложение 3

АНАЛИЗ

причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями с учетом видов экономической деятельности

в Орловской области за 2016 г.

№ п/п

Наименование вида (типа) несчастного случая

Всего:

Сельское хозяйство

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Транспорт, всего

в том числе:

- автомобильный транспорт

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг

Другие виды экономической деятельности

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Всего

31

10

3

6

5

3

3

1

1

1

1

4

Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования

1

1

8

Нарушение правил дорожного движения

5

1

1

1

1

1

9

Неудовлетворительная организация производства работ

18

6

3

4

2

3

3

10

Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

1

1

11

Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда

3

2

1

в том числе:

- не проведение обучения и проверки знаний по охране труда

1

1

14

Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда

1

1

16

Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев

2

2